Главная страница / Действующим предприятиям / Проекты нормативов допустимых сбросов (НДС) /

Проекты нормативов допустимых сбросов (НДС)

Предприятию, имеющему сброс сточных вод (бытовых, поверхностных и производственных) в водный объект необходимо получить Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Для получения Разрешения на сброс требуется разработка Проекта норматива допустимых сбросов (НДС).

Предельно допустимый сброс (ПДС) - масса веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. (ГОСТ 17.1.1.01-77).

Нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Нормативы допустимых сбросов НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод, поступающих в водный объект в результате хозяйственной деятельности предприятия.
В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд, для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.
Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам.
Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному естественному фону, НДС определяются с учетом этих допустимых приращений к природному фоновому качеству воды.

Этапы разработки Проекта НДС:
1 этап. Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ и сбор исходных данных и документов.

2 этап. Проведение расчетов и оформление результатов работы. К основным разделам относятся следующие:
общие сведения о предприятии
характеристика современного состояния водного объекта.
характеристика предприятия как источника загрязнения водного объекта
определение расчетных концентраций загрязняющих веществ
обоснование допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах для расчета НДС
расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ на существующее положение и на срок достижения НДС
план мероприятий по достижению нормативов НДС
обработка, складирование и использование осадков сточных вод
предложения по предупреждению аварийных сбросов сточных вод
контроль за соблюдением нормативов НДС на предприятии.
На основании нормативов количественного и качественного состава сбросов, определенных в Проекте НДС, выполняется расчет платежей за загрязнение водного объекта.

3 этап. Согласование проекта НДС и получение Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которое осуществляется в следующих инстанциях:
Межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству;
Территориальные управления Федерального агентства водных ресурсов;
Невско - Ладожское бассейновое водное управление
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или другая организация, аккредитованная на проведение экспертизы проектной документации для получения экспертного заключения по проекту;
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых сбросов санитарным правилам;
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

В Разрешениях на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, показатели сброса загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) (т/год; Бк/год) и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод
При наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов и при условии, что достижение нормативов допустимых сбросов обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов допустимых сбросов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
Если нормативы допустимых сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) не обеспечиваются и при наличии установленных лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.
За выдачу Разрешений на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В случае сброса сточных вод в коммунальную или иную канализацию предприятия должны разработать:
в связи с вступлением с 01 января 2013г. в действие основных положений федерального закона 416-ФЗ от 23.11.2011г.  «О водоснабжении и водоотведении» с целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при водоотведении устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов (далее НДС А) и лимитов на сброс загрязняющих, и иных веществ и микроорганизмов (далее – лимиты) для объектов централизованных систем водоотведения.
КАТЕГОРИИ АБОНЕНТОВ, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов при сбросе сточных вод в централизованную систему канализации, установлены постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 №230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" – изменения к статье 27 416-ФЗ от 23.11.2011г.:
Установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Исключая предприятия, осуществляющие очистку сточных вод, если проектной документацией очистных сооружений, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от субабонентов.
В случае водопотребления (холодного и горячего) от коммунальных сетей, а так же сброса сточных вод в поверхностный водоем через коммунальные сети ПРЕДПРИЯТИЯ-абоненты, указанные Правительством РФ, должны разработать:
• План снижения сбросов и утвердить его в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 10.04.2013г. №317 «Об утверждении положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади», Приложение 1);
• Нормативы допустимого сброса загрязняющих, и иных веществ и микроорганизмов (НДС А), утвердить в соответствии с установленным Правительством РФ порядком;
• Получить лимиты на сбросы загрязняющих веществ, и иных веществ и микроорганизмов в порядке, установленном Правительством РФ (основание согласованный план снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади).

План снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013г. №317 «Об утверждении положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади» разрабатывают предприятия, превышающие нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, в том числе для получения лимитов на сброс загрязняющих веществ. 

План включает в себя:
• мероприятия по снижению сбросов - строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а также централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и (или) дренажных вод;
• сведения о планируемом снижении объемов (массы) сбросов;
• сроки выполнения мероприятий по снижению сбросов;
• объем расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов;
• сведения об ответственных за выполнение мероприятий по снижению сбросов должностных лиц.

Критерием значимости мероприятий, включаемых в план, является снижение концентрации, количества (массы) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, содержащихся в составе сточных вод.
Организации (осуществляющие водоотведение) утверждают план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Абоненты (предприятия, передающие сточные воды организациям для сброса) утверждают план по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Планы разрабатываются на срок до 7 лет.
Организации осуществляют разработку планов согласно утверждаемым в установленном порядке целевым показателям очистки сточных вод и учитывают их при разработке своих инвестиционных программ.
Документы, предусмотренные Положением и предоставляемые с Планом, рассматриваются в течение 30 рабочих дней со дня их поступления в согласующие организации. В случае если по истечении указанного срока не представлены замечания к плану, такой план считается согласованным.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" постановлением Правительства от 17.04.2013г. №347 «Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий» устанавливаются Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций (далее - организации (абоненты) природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений (далее - природоохранные мероприятия).

В случае проведения организациями (абонентами) природоохранных мероприятий плата за негативное воздействие на окружающую среду уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий.
Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются затраты организаций (абонентов) на капитальные вложения, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план) и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в установленном порядке.
Организации (абоненты) производят расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. №632.
При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду организации (абоненты), проводящие природоохранные мероприятия, включенные в план, вычитают из рассчитанной платы за негативное воздействие на окружающую среду фактически произведенные ими затраты на реализацию природоохранных мероприятий.
Разница суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы за негативное воздействие на окружающую среду только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий представляется организациями (абонентами) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с приложением следующих документов:
• копия плана (предоставляется один раз вместе с первым расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду после начала проведения природоохранных мероприятий);
• копии договоров о выполнении работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения, локальных очистных сооружений, о реализации иных мероприятий плана (при наличии таких договоров) и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты работ и иных мероприятий плана за период с начала реализации плана;
• копии документов, подтверждающих выполнение работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения или локальных очистных сооружений, реализацию иных мероприятий плана, в том числе копии актов ввода указанных объектов в эксплуатацию и актов сдачи-приемки таких работ;
• пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
• данные анализов отводимых сточных вод (по каждому веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду), осуществленных лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.
В случае если в отчете о ходе выполнения плана отсутствует подтверждение реализации мероприятий плана и осуществления расходов на их реализацию, объем сбросов соответствующих загрязняющих веществ за отчетный период, превышающий установленные нормативы, считается сверхлимитным. При этом Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает организации (абоненту) предписание о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду и организация (абонент) осуществляет перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за истекший отчетный период и ее доначисление в отчетный период, следующий за периодом, в котором выявлено нарушение.

С 1 января 2014 года начнут действовать Правила установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ. 

Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №393 в соответствии со ст. 27 ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении". Правила определяют порядок установления нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2013 года №230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов". 

Для установления нормативов допустимых сбросов абоненты представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования следующие документы: 
заявление об установлении нормативов допустимых сбросов, в котором указываются сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование абонента, место нахождения, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер); 
расчет нормативов допустимых сбросов в соответствии с методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 года №469. 

Для установления лимитов на сбросы абоненты представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования следующие документы:
заявление об установлении лимитов на сбросы, в котором указываются сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, место нахождения, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер);
согласованный в установленном Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" порядке план снижения сбросов.

Документы должны быть рассмотрены Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 рабочих дней со дня их поступления. 




• реквизиты предприятия, в том числе копии свидетельств, уведомлений о: постановке на налоговый учет рассматриваемой территориально обособленной площадки; присвоении ИНН, КПП и кодов: ОГРН, ОКВЭД, ОКПО, ОКАТО; присвоении регистрационного номера объекта негативного воздействия на ОС;

• копии правоустанавливающих документов на земельный участок, здания, помещения, сооружения, размещенные на территориально обособленной площадке;

• ситуационная карта-схема расположения предприятия, карта-схема предприятия с выпусками в водный объект, генплан площадки;

• краткая информация о видах деятельности, штатной численности и режима работы; структуры по основной и вспомогательной деятельности, назначения и характеристики всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.);

• описание технологических процессов приводящих к образованию сточных вод;

• схема систем водоснабжения и канализации с указанием диаметров трубопроводов, марки водомеров, противопожарного водопровода и др.

• схема сетей ливневой канализации и разрешение на сброс (при сбросе в городскую канализацию);

• характеристика очистных сооружений в случае их наличия (состав, эффективность очистки, данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам);

• сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод;

• карты-схемы расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;

• данных о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод;

• гидрологическая, рыбохозяйственная и гидрохимическая характеристики водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод;

• программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;

• данные о расходе сточных вод и фактической концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (протоколы анализов) на момент разработки НДС;

• данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных вод;

• копии решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке;

• приказ о назначении лица, ответственного за охрану окружающей среды на предприятии;

• информация о наличии арендаторов, имеющих источники сбросов загрязняющих веществ;

• договора на водоснабжение и сброс сточных вод, договор на водопользование;

• копия предыдущего проекта сброса загрязняющих веществ (при наличии);

• копия «Разрешение на сбросы загрязняющих веществ» (при наличии).



1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Статья 18 п.5.)

2. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. ("Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 28.12.2010), статья 68).

3. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ("Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 28.12.2010), статья 69).

4. При отсутствии оформленного разрешения на сброс загрязняющих веществ, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и начисление платы производиться в 25-кратном размере.

• Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)
от 30.12.2001 N 195-ФЗ

• Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

• Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

• Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

• Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

• "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.03.2011)

• Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

• Статья 250. Загрязнение вод
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

• Статья 252. Загрязнение морской среды
1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам наказываются лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.



• ЗАО «Метахим», химическое предприятие по производству серной кислоты и триполифосфата натрия.

• ОАО «РЖД», российские железные дроги.



Контакты
Заместитель директора - Васильева Татьяна Ивановна
Тел. 8 (812) 574-57-93
Электронная почта: vasilieva@ecoexp.ru