Главная страница / Строителям / Проекты санитарно-защитных зон (СЗЗ) /

Проекты санитарно-защитных зон (СЗЗ)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специальная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых указанными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается Проект обоснования расчетного размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия (шум, вибрация, ЭМИ и др.) на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) разрабатывается единая расчетная СЗЗ с учетом химического и физического воздействия источников промышленных объектов и производств на атмосферный воздух, входящих в единую зону.

Этапы разработки проекта расчетной СЗЗ:
1 этап. Сбор исходных данных и документов. Проведение натурных замеров загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на границе расчетной СЗЗ и в жилой зоне, в случае необходимости.

2 этап. Проведение расчетов и оформление результатов работы Состав проекта СЗЗ зависит сложности объекта (предприятия). К основным разделам относятся следующие:
• общие сведения о предприятии.
• анализ градостроительной ситуации.
• функциональное зонирование территории в районе расположения предприятия.
• краткая характеристика природно-экологических особенностей территорий.
• расчет СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха.
• расчет СЗЗ по фактору шумового воздействия.
• расчет СЗЗ по прочим факторам негативного физического воздействия.
• оценки риска здоровью населения для промышленных объектов и производств I и II классов опасности.
• мероприятия по снижению негативного воздействия на среду обитания.
• обоснование границ СЗЗ по совокупности показателей.
• мероприятия по организации и благоустройству СЗЗ.
• организацию санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ.
• табличные и графические материалы.

3 этап. Согласование проекта расчетной СЗЗ:
• ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или другая организация, аккредитованная на проведение экспертизы проектной документации для получения экспертного заключения по проекту;
• Территориальное управление Федеральной службы по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

4 этап. Проведение натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и физического воздействия по специально разработанной программе и (или) в рамках программы производственного контроля.
Выполнение отчета по проведенным наблюдениям.
Наблюдения выполняются лабораториями, имеющими аккредитацию на данные работы.
5 этап. Установление размеров санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
 


• реквизиты предприятия, в том числе копии свидетельств, уведомлений о: постановке на налоговый учет рассматриваемой территориально обособленной площадки; присвоении ИНН, КПП и кодов: ОГРН, ОКВЭД, ОКПО, ОКАТО; присвоении регистрационного номера объекта негативного воздействия на ОС;
• копии правоустанавливающих документов на земельный участок, здания, помещения, сооружения, размещенные на территориально обособленной площадке;
• координаты привязки площадки к общегородской системе координат;
• ситуационная карта-схема расположения предприятия М 1:2000, карта-схема предприятия, генплан площадки;
• копия программы производственного контроля на Предприятии;
• технологический регламент работы производства (при наличии);
• справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия или арендованных с указанием режима работы, марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта;
• информация о наличии арендаторов, имеющих источники выбросов и физического воздействия на атмосферный воздух;
• действующий проект ПДВ (при наличии).



• Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека. (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995). (ред. от 09.09.2010), п 2.6)

• За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999), статья 55)

• Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятийвлечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

• Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.03.2011)
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.




• ООО «СИБУР-Портэнерго», дочернее предприятие ОАО «СИБУР Холдинг», ведущее проект строительства Комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и светлых нефтепродуктов в МТП Усть-Луга.

• ЗАО «Метахим», химическое предприятие по производству серной кислоты и триполифосфата натрия.

• ООО «Несте Санкт-Петербург», терминал по перегрузке нефтепродуктов

• «Петербургский нефтяной терминал», терминал по перевалке нефтепродуктов

• ОАО «Балтийский Балкерный терминал», терминал по перевалке минеральных удобрений

• ФГУП «Росморпорт», управление эксплуатации портов и флота



Контакты
Заместитель директора - Васильева Татьяна Ивановна
Тел. 8 (812) 574-57-93
Электронная почта: vasilieva@ecoexp.ru